Виталий Кличко решил умолчать о реальном поставщике автобусов

В марте 2020 года в СМИ появилась новость о том, что КГГА разрешила КП «Киевпасстранс» в течение 2020-2023 годов закупить в лизинг 200 белорусских автобусов за 50,7 млн евро. Лизингодателем выступает ПАО «АБ «Укргазбанк», но вот о реальном поставщике автобусов решили умолчать. Несмотря на то, что некоторые депутаты Киевсовета поднимали вопрос о закупке отечественных автобусов, что дало бы возможность поддержать украинскую промышленность в условиях кризиса и сохранить рабочие места, мэр Кличко настаивал на приобретение именно белорусских автобусов. Что, как выяснилось, имеет под собой серьезную финансовую подоплеку.

Киевский городской совет 12 марта 2020 года принял решение «О предоставлении согласия КП «Киевпасстранс» на приобретении автобусов на условиях финансового лизинга. Решение подписано мэром Виталием Кличко.

Этим документом коммунальщикам позволили приобрести автобусы по договору финансового лизинга с участием Укргазбанка. В количестве 200 единиц по утвержденным характеристикам:

  • длинной не менее 11,9 м (МАЗ-203015) — 80 штук;
  • длинной от 18,9 м (МАЗ-215069) — 120 штук.

Стоимость предмета лизинга не должна превышать €50,7 млн, где авансовый платеж составит 20% от указанной суммы.

Срок лизинга — не более 36 месяцев, от даты подписания первого акта, но не позднее 31 декабря 2023 года. Компенсация процентов по кредиту — 11,5% годовых.

Возмещение стоимости предмета лизинга осуществляется за счет средств бюджета Киева. Путем утверждения решения КГГА на соответствующий год бюджетных назначений Департамента транспортной инфраструктуры исполнительного органа КГГА.

В свою очередь «Киевпасстранс» должен согласовать новые финансовые обязательства, которые появились исходя из договора финансового лизинга с ЕБРР. Согласовать и заложить данную сумму в проектах бюджета на 2021-2024 годы.

15 апреля 2020 года Департамент транспортной инфраструктуры КГГА направляет письмо руководителю постоянной комиссии Киевского городского совета по вопросам транспорта, связи и рекламы (Алексею Окопному), с просьбой утвердить проект договора финансового лизинга КП «КИЇВПАСТРАНС» на приобретение в 2020 году автобусов МАЗ у «Укргазбанка», который прилагается к письму.

В данном договоре финансового лизинга (п.2.13-2.14) предусмотрено:

  • Если сумма кредитования по МАЗ-203015 будет превышать 5,3 млн гривен, лизингополучатель обязуется доплатить разницу между суммой доплаты лизингодателя по МАЗ-203015 и соответственно указанной суммой в этом пункте договора.
  • Если сумма кредитования по МАЗ-215069 будет превышать 7,6 млн. гривен, лизингополучатель обязуется доплатить разницу между суммой доплаты лизингодателя по МАЗ-215069 и, соответственно, указанной суммой в этом пункте договора. Доплата будет относиться к авансовому платежу лизингополучателя.
  • Если общая стоимость автобусов МАЗ будет превышать 1,7 млрд гривен, а в текущем бюджете Киева, которым предусмотрено приобретение автомобилей, не будут внесены изменения, подтверждающие дофинансирование, то лизингодатель обязуется передать покупателю автобусы МАЗ в количестве пропорционально уплаченной сумме авансового платежа и сумм окончательного расчета Лизингодателя по договору купли-продажи.

Согласно Спецификации, которая прилагается к договору, всего будет закуплено 200 автобусов на €50,7 млн, что в эквиваленте составляет 1,5 млрд гривен. Таким образом указанная цена в договоре не является окончательной и может быть увеличена.

Согласно графику лизинговых платежей за период с 15 мая 2020 года по 31 декабря 2023 года, КП «КИЇВПАСТРАНС» должен будет выплатить с учетом лизингового процента 1,6 млрд гривен, после чего автобусы МАЗ перейдут в его собственность. В проекте договора указано, что непосредственным продавцом автобусов МАЗ является компания «Укравтоторг». Причем интерес к данной компании у мэрии изначально был не совсем понятен.

Но буквально 29 апреля 2020 года официальный дилер МАЗ — ООО «Мазтранссервис», который продал Киеву не одну сотню автобусов, также направил коммерческое предложение руководителю постоянной комиссии КГГА по вопросам транспорта, связи. В своем письме он сообщает, что на данном рынке находится с 2003 года, и уже сотрудничал с «КИЇВПАСТРАНС», которому поставил 520 автобусов, в т.ч.:

  • 2012 год — 185 единиц;
  • 2016 год — 50 единиц;
  • 2017 год — 49 единиц;
  • 2019 год — 8 единиц.

ООО «Мазтранссервис» на начальной стадии рассмотрения лизингового проекта уведомил КГГА о ценовом предложении, но очевидно данное предложение было проигнорировано.

Согласно заложенной в бюджете сумме — €50,7 млн, официальный дилер МАЗ, на условиях лизинга на 44 месяца, сможет поставить 220 автобусов. Плюс 20 машин.

То есть за эти же деньги, будет поставлено на 20 автобусов больше, а это минимум в ценовом эквиваленте составляет €4 млн либо более 120 млн гривен. Немалые средства. К тому же, никаких изменений цен, согласно письму, не предусматривается.

Но, продавцом автомобилей МАЗ была выбрана компания «Укравтоторг», учредителем которой является ООО «НЕОН СІТІ ГРУП», а конечным бенефициаром буквально 7 мая 2020 года стала гражданка Кипра Мария Чатзиантона. Ранее владельцем была некая Лариса Святош.

«Укравтоторг» является фигурантом уголовного дела, из-за чего были наложены аресты на счета компании.

Главным следственным управлением Генеральной прокуратуры Украины осуществляется досудебное расследование в уголовном производстве №42018000000002085 от 23 августа 2018 года по признакам уголовных преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 212, ч. 2 ст. 205, ч. 2 ст. 209, ч. 2 ст. 364 УК Украины, сведения о которых внесены в Единый реестр досудебных расследований по фактам:

  • уклонения от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), должностными лицами ряда субъектов хозяйственной деятельности, что привело к фактическому не поступлению в бюджет средств в особо крупных размерах;
  • фиктивного предпринимательства, то есть создание и приобретение субъектов предпринимательской деятельности (юридических лиц) с целью прикрытия незаконной деятельности, совершенного повторно;
  • легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем по предварительному сговору группой лиц;
  • злоупотребление служебным положением, с целью получения неправомерной выгоды, вопреки интересам службы, повлекшее тяжкие последствия.

Таким образом, Комиссия изначально владела информацией о ценовых предложениях на рынке, но выбрала предприятие, которое замешано в хищении средств.

Причем, разница в 20 автобусов, это и есть коррупционная составляющая данной закупки. Остается надеется, что она не состоится, а организаторы будут привлечены к ответственности.

По материалам: dubinsky.pro